Интегрированный урок в 11 классе (литература  + православная культура). «Идейно- художественная особенность рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Авторы: учитель русского языка и литературы Сулим Л. А., учитель православной культуры Жукова С.Г.

 

     Цели урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по  восприятию, осмыслению и первичному закреплению  идейно-художественных особенностей рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник», познакомить с миром светской и православной культуры

Обучающая: создать условия для развития умения анализировать текст,  формирования навыков  выразительного чтения, развития речи учащихся.

Воспитательная: способствовать воспитанию любви к Родине, национальной православной культуре.

Ход урока

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию

  В.Ходасевич

1.Организационный этап.

 

2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Актуализация опорных знаний

  Коллективное заполнение хронологической таблицы  по биографии И.Бунина  (на доске.)

Дата

Событие

1870

 

1901

 

1915

 

1920

 

1933

 

1944

 

1953

 

Историческая справка.

1870 год – И.А.Бунин родился в г. Воронеже Орловской губернии

1901 год – первый поэтический сборник  «Листопад»

1915 год – создание рассказа «Господин из Сан-Франциско»

1920 – отъезд И.А.Бунина за границу 

1933 – присуждение Нобелевской премии по литературе

1944 – создание рассказа  «Чистый понедельник»

1953 – дата смерти.

 

Анализ учителем сочинений-рассуждений  учащихся класса по теме «Гибельное забвение нравственных основ жизни в рассказе И.А.Бунина «Человек из Сан-Франциско».

 

Обобщение знаний.  

Учитель: Обратимся к рассказу  «Господин из Сан - Франциско».

Да, в рассказе чётко прослеживается мысль о неизбежной гибели общества в случае попрания им нравственных норм.

Символично, что корабль - ресторан, на котором умер «господин», назван «Атлантида» (по имени государства, согласно древним преданиям,  погибшего от страшной катастрофы в мире). И пир на её палубах - не к добру. Это пир роскоши, наживы и похоти – на краю пропасти. 

Бесславно окончилась жизнь «господина». И Бунин в рассказе проводит определённую философскую концепцию о тщете мирских сует.

 Рассказ был написан в 1915году. К этому моменту Бунин был уже известным писателем. В 1920году он эмигрирует за границу.

Почти всё, что написал И.А.Бунин в эмиграции, принадлежит к его лучшим творениям и посвящено России. В этот же период был создан сборник рассказов «Тёмные аллеи», куда входит рассказ «Чистый понедельник», который, по мнению мемуаристов, Бунин на склоне лет считал лучшим из всего написанного им.

Этот рассказ вы прочитали дома.

 

Переход к теме урока.

  • О чём рассказ?

  • Чем заинтересовали вас герои рассказа?

Что, на ваш взгляд, ценил И.А.Бунин в этом рассказе.?

(Учитель просит учащихся высказать своё мнение).

 

Учитель: Давайте ещё раз обратимся к некоторым фрагментам рассказа. И посмотрим, останется ли ваше мнение прежним или изменится к концу урока.

Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, входит в цикл рассказов  о любви  - «Тёмные аллеи». Он и Она. Он – богат, красив, умён. Она - таинственна, загадочна, противоречива. События происходят в  Москве в начале века. Сюжет рассказа беден: герои встречаются, посещают храмы, монастыри, рестораны, капустники. И мы видим Москву 1912-1914 годов.

 

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Перед нами предстают два мира  культуры Москвы начала двадцатого века, сосуществующих одновременно – это светская культура и национальная духовная культура Руси.

Рассмотрим, как И.А.Бунин посредством художественного слова показывает эти два мира, связь с ними героев, своё мировосприятие, свою философию. Обратимся к эпиграфу урока. 

 «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»,  - писал В.Ходасевич.

 

Наша задача – убедиться, что «путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Рассмотрим таблицу, в которой  представлены приметы культур и признаки этих культур в рассказе и ознакомимся с её содержанием

(учитель работает с учащимися по анализу сравнительной таблицы, используя фрагменты текста рассказа с показом на экране информационных материалов диска и опираясь на текст  учебного пособия «Православная культура 5-6 класс»)

 

Светская культура

Национальная духовная культура Руси

  1. Приметы:

  • Кабаки, трактиры, рестораны «Прага», «Эрмитаж, «Метрополь», «Яр».

  • Книги 

  • Современные авторы: Гофмансталь, Шницлер, Тейтмайер, Пшибышевский,  

 

1.     Приметы

  • Храм Христа Спасителя

  •  Марфо-Мариинская обитель

  • Архангельский собор

  •  Фрагменты летописей

  • Имена выдающихся исторических личностей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий, князь Святослав,

 

  • Андрей Белый, Валерий Брюсов, Леонид Андреев

  • Реальные деятели Художественного театра (Качалов, Москвин,      Станиславский)

 

Пение цыган, концерт Шаляпина.

  • Цитаты из древних летописей.

  • Молитва  «Господи Владыко живота моего...»,  духовная музыка

2.  Признаки, характеризующие приметы:

  • Смутное, суетливое мелькание лиц. Ощущение сиюминутности всего происходящего

2.     Признаки, характеризующие приметы:

  • Посветлённость, покой,  ясность.

 

 

Остановимся подробнее на описании мира светской культуры.

Карточка №1

Задание: каково отношение автора к описываемому? На чём он делает акцент? Какие изобразительные средства при этом использует?

(Из текста зачитывается отрывок – описание трактира)

« В нижнем этаже, в трактире Егорова было полно лохматыми, толстоодетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверхмеры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень тёплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским».

(Учитель просит отдельно зачитать выделенные слова).

 

Карточка №2

Задание: Каково отношение автора к данной картине? Какие слова помогают это определьть?

(Из текста зачитывается отрывок – описание ресторана)

В ресторанах, за городом, к концу ужина, когда всё шумней становилось кругом в табачном  дыму, она просила позвать цыган. И они входили нарочито шумно, развязно...»

(Учитель просит отдельно зачитать выделенные слова).

 

Учитель:

А вот мир духовной культуры.

Учащиеся зачитывают: «Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да ещё в церковных песнопениях.»

(отрывок видеолекции «Духовная музыка в творчестве композиторов» учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура   5-6  классы»  авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «Духовная музыка в творчестве композиторов» (Церковная музыка П.И.Чайковского)

 

« Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь.  Вы представить себе не можете. До чего дивно поют там! А в Чудовом ещё лучше. Ах, как было хорошо!»

« Я... часто хожу по утрам или вечерам ... в кремлёвские соборы. Так вот... диаконы – да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие. В длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, то один хор, то другой,  -  и все в унисон и не по нотам, а по крюкам».

 

(отрывок видеолекции «Духовная музыка»  учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура   5-6  классы»  авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец. «Духовная музыка»  (Нотная грамота. Крюки.)

 

Учитель зачитывает эпиграф к  п.1.3  и фрагменты из текста параграфа «Русские православные храмы» из учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура   5-6  классы»  авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец.)

 

 «Все свои помыслы и преставлении о высшей красоте любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощением царства Божия на земле»

 

« Православный храм, с точки зрения своего назначения, является поистине «ковчегом» спасения для верующих людей».  ( Стр. 36)

«Храм имел исключительное значение в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студёной купели до смертного часа».  ( стр. 37)

 

(Отрывок видеолекции «Храмы Древней Руси»  учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура   5-6  классы»  авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец «Храмы»    (Колокольный звон)

И наша героиня жила против храма Христа Спасителя. 

Учащиеся зачитывают: «Левее  была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него».

Какие слова говорят об отношении автора к храму?

 

Зачитываем из раздела «Галерея» методического комплекта   «Храм Христа Спасителя».

 

История храмов – история России, которая с древности запечатлена в русских летописях. Вот как о них говорит героиня рассказа: «Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу.»

 «Был в русской земле город, названием Муром, в нём же самодержствовал благоверный князь, именем Павел…»

 

(Отрывок видеолекции  из  учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура   5-6  классы»  авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец. « Книги Древней Руси»)

 

Учитель: А как Бунин говорит о современной литературе?

 

Учащиеся зачитывают: « Я привозил ей… новые книги Гомфансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского».

 

Учитель: Мы остановились на некоторых моментах противопоставления двух видов культур в России  начала 20 века – светской и национальной.

Сделайте вывод о  том,  каким показан мир духовной культуры и мир светской культуры.  Какая из этих  двух культур ближе автору? Обоснуйте своё мнение.

( Ответ: православная культура ближе).

 

Основной композиционный приём в рассказе – антитеза.

 

Учитель: Обратите внимание на название рассказа. Почему рассказ называется «Чистый понедельник?».

 

Центральные события рассказа приходятся на Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

В Прощёное воскресенье люди просят прощение и прощают обиды и несправедливости; для героини это не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти высшего смысла, высшей гармонии. В Чистый понедельник, первый день поста, человек начинает очищаться от скверны. Веселье масленицы сменяется самоуглублением и самосозерцанием. Само название рассказа вызывает в памяти категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. «Чистый понедельник – начало весеннего обновления мира. Заметим, что этот день стал переломным моментом и в жизни героя. Героиня открывает ему путь в иной  мир. Пройдя через страдания, связанные с утратой любимой, герой начинает ощущать стремление к тому духовному миру, в который уходит она. Она уже давно в нём живёт, не случайно вспоминает героиня молитву:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия – не даждь ми…»

Праздность – это лень, ничего-не –делание, духовный вакуум, за которым – духовная смерть.

Любоначалие происходит от гордости, от тщеславия, от стремления к первенству во всём.

Празднословие – ненужные, лишние, фальшивые слова, ни к чему не обязывающие.

В рассказе нет этих ненужных, фальшивых, лишних слов. Автор продемонстрировал нам не только вершину своего филологического мастерства, но и  позволил проникнуть в свой внутренний мир, свою философию. В рассказе меняются оба героя. Их жизнь наполняется новым смыслом, потому что   миру,  наполненному  сиюминутностью, мельканием лиц, меркантильности  они предпочитают мир просветлённости, покоя и  ясности.  Мир, основанный на традициях православной культуры.

 

4. Проверка понимания  нового материала.

Учитель просит учащихся письменно ответить на вопрос, который был озвучен в начале урока, и указать, изменилось ли мнение учащихся к концу урока.

Письменный ответ на вопрос:

«Что, на ваш взгляд, ценил Бунин в рассказе «Чистый понедельник»?»

 

5. Домашнее задание:

Подготовить ответы на вопросы:

1.  Какая мысль объединяет рассказы И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско»  и  «Чистый понедельник»?

2. Какова роль элементов православной культуры в рассказе «Чистый понедельник»?

 

Карточка №1

(Из текста зачитывается отрывок – описание трактира)

« В нижнем этаже, в трактире Егорова было полно лохматыми, толстоодетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверхмеры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень тёплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским».

 

Карточка №2

(Из текста зачитывается отрывок – описание ресторана)

В ресторанах, за городом, к концу ужина, когда всё шумней становилось кругом в табачном  дыму, она просила позвать цыган. И они входили нарочито шумно, развязно...»

 

 


Hosted by uCoz