Ход урока.
I.
Оргмомент.
II.
Сообщение темы и цели урока (литература).
Сегодня мы продолжим разговор об А.Н. Островском.
« Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие...» - говорит один из героев драмы
«Гроза», и тема нашего урока - «Жестокие
нравы...»
Обратимся к простым, но глубоко верным картинам бесстыдного и холодного
бессердечия, нарисованным в драмах Островского.
III.
Прослушайте
диалог (Дикой и Кабаниха). Узнали героев?
Да, это Дикой и Кабаниха. Что
вы можете сказать о нравах общества, к
которому принадлежат герои? (невежественность, необразованность,
грубость, жестокость)
Так раскрывается данная тема в драматургии.
А какое отражение нашла эта тема в живописи?
IV.
Слово учителя МХК.
Моя цель - познакомить вас с тем, как изображено купечество в русской
живописи. Всмотритесь в эти лица. «Купец в шубе» и «Купчиха за чаем».
Созданы эти полотна кистью Бориса Михайловича Кустодиева, даровитого,
оригинального художника 19 века.
Репин, его учитель, говорил, что Кустодиеву присуща «прочувственная
национальность». Да, крепко любил художник Русь, русский быт, русский
характер. А
вот репродукция картины «Купец в шубе». (Словарная работа:
репродукция - это
картина, рисунок, воспроизведенный типографским
способом). Главный
герой - купец.
1.
Опишите его позу, выражение лица, одежду.
2.
Где расположена фигура купца?
3.
Что художник хотел сказать, используя такое композиционное оформление?
4.
Чем образ этого купца, созданного художником, похож и не похож на
образ Дикого из драмы «Гроза»?
А вот купчиха за
чаем. Обратите внимание на детали. 1.
Что,
на ваш взгляд, очень детально выписано?
2.
Какой
показана купчиха? Почему она изображена в центре? Есть что-
нибудь у нее от Кабанихи?
3.
Какое настроение
создает картина?
- Почему так по-разному подходят художник и драматург к изображению
одного и того же времени и одного и того же сословия?
(Все зависит от мировоззрения автора. Островский - драматург-сатирик.
Его
взгляд выхватил негативные моменты. Кустодиев видел праздничность
жизни, даже в плохом - хорошее).
Интересно проследить, может, у Островского еще появятся образы сильных
мира сего, приближенные к кустодиевским?
Слово учителя литературы.
Вот это мы сейчас и постараемся выяснить.
Прошло 20 лет. Появляется пьеса «Бесприданница». Новая пьеса - новые
герои. Послушаем их
(Диалог Паратова и Кнурова о покупке «Ласточки» и о Ларисе)
Изменился ли мир купцов?
(Да, этот мир стал другим, это не то «темное царство», в котором жили
Дикие и Кабанихи. Изменилась речь героев, манера их поведения. Но
неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений. Нравы
остались теми же.)
В новой пьесе Островского еще большую остроту приобретает проблема героя
с «горячим сердцем», проблема «вещности».
VI.
Обозначим подтему урока: «Вещь, а не человек...» Итак, вещь... Что это
такое?
Разве может человек быть вещью?
На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.
VII.
Если в драме «Гроза» герой с «горячим сердцем -это...? (Катерина), то в
«Бесприданнице» -
это...? (Лариса)
Лариса - центральный образ. Кто же окружает ее? Что это за люди?
(характеристика образов, составление схемы)
Харита
Игнатьевна
Кнуров
Паратов
Лариса
Дмитриевна
Вожеватов
Карандышев
VIII.
Да,
вот эти люди окружают героиню, и каждый, общаясь с ней,
преследует свою цель. Что же видят герои в Ларисе? Что они от нее ждут?
Запись ключевых слов.
Средство
Найдите для этих определений обобщающее
игрушка
слово (вещь)
кукла,
бриллиант,
товар
Найдите цитаты из текста, где ключевыми являются слово «вещь» или его
синонимы.
IX.
Прослушаем
последний диалог Карандышева и Ларисы.
Что приводит Ларису к гибели?
(То, что она
вещь... Человек не может быть вещью. Это человек!)
Слово учителя МХК.
Цель моего диалога
сейчас - выяснить, как разработана тема «вещи» в
живописи.
Перед вами репродукция картины Василия Григорьевича Перова. Главное
его
призвание - бытовая живопись. Перед вами созданная в 1866 г. картина
«Приезд гувернантки
в купеческий дом».
1.
Опишите лицо девушки, ее позу.
2.
Где поместил художник центральную героиню?
3.
Кого видим в группе сзади?
А в группе справа?
4.
Каким показал художник купца? Каковы его поза, одежда, выражение лица?
5.
Какой характер у купца?
6.
Как он смотрит на девушку?
7.
А члены семьи как «взирают»? Какие они?
8.
Вот они - два мира, как в пьесах Островского. Какие они?
9.
Каким построением художник усиливает драматическое столкновение
этих миров?
10.
А разве не вещь вот эта героиня на картине Федотова «Сватовство майора»?
Майор - покупатель, решивший поправить свои дела за счет
богатой невесты.
Невеста - товар. И снова два мира. Как с помощью
цвета и
композиции художнику удается показать это противостояние?
11.
Чем близки эти картины драме «Бесприданница»?
XI.
Обобщающий показ слайдов на фоне романса «Не пробуждай воспоминаний».
Слова Н.Н.
Музыка Петра Булахова
1.
Не пробуждай
воспоминаний
Минувших дней, минувших дней,
Не возродишь былых желаний
В душе моей, в душе моей.
2.
И на меня свой взор опасный
Не устремляй, не устремляй
Мечтой любви, мечтой прекрасной
Не увлекай, не увлекай.
3.
Однажды счастье в жизни этой
Вкушаем мы, вкушаем мы.
Святым огнем любви согреты,
Оживлены, оживлены.
4.
Но кто ее огонь священный
Мог погасить, мог погасить,
Тому уж жизни незабвенной
Не возвратить, не возвратить.
X.
Мы
рассмотрели, как решается проблема вещности в художественной
литературе. А что же в живописи?
XII.
Слово
учителя МХК.
Какое чувство испытывали вы, слушая романс? Почему так печален монолог
лирического героя?
XIII.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
XIV.
Д/З:
Литература.
1. Какая она, Лариса Огудалова? Почему все говорят
только о
ней?
2. Кто из героев драмы остался для вас загадкой? Почему?
МХК.
1.
В чем сходство романса «Не пробуждай воспоминаний»
и драмы «Бесприданница»?
2. Как решается проблема «вещи» в драме и на картине Перова
«Приезд гувернантки в купеческий дом»?