Урок русского языка в 11 классе. Проповедь и притча как основные жанры христианской публицистики.

 

Автор: учитель русского языка и литературы Гриненко Л.К.

      Цели:  организовать деятельность учащихся по теме урока: совершенствовать навык анализа текста как основной синтаксической единицы языка;  показать   особенности  жанра  проповеди  как  образца духовного   красноречия;   помочь  учащимся   глубже   вникнуть   в   смысл проповеди,  в  историческую эпоху,   отражённую  в  тексте,  в  духовное содержание проповеди,  способствовать  воспитанию  коммуникативной культуры учащихся, доброго отношения к окружающим.

 Содержание.

 

I. Слово учителя

Написано: «Вначале было Слово» -

И вот уже одно препятствие готово:

Я Слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что Мысль - всему начало,

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли - начало всех начал?

Пишу - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул - и выход вижу смело,

Могу писать: «Вначале было дело! »

- Думаю, вы узнали этот отрывок из монолога Фауста, созвучный эпиграфу к уроку, тема которого  «Проповедь и притча как основные жанры  христианской публицистики.»

-Чтение и анализ эпиграфа.

 

«Слово - выражение нашей духовности. Может, поэтому и говорится в Библии, что вначале было Слово. В нём должен гореть огонь божественной любви. Будем беречь и любить так, как любили его Пушкин и Гоголь, Тургенев и Чехов, Аксаков и Бунин. Будем бескорыстны: желая любви и радости бытия себе, пожелаем этого друг другу и своей земле.» — Объясните выделенные слова.

Мы переживаем нелегкое время: в опасности жизнь человека - и биологическая, и духовная. Мы переживаем падение нравственности, утрату понятий о добре и милосердии, отвыкаем от красоты Слова. Сегодня и Земля, и человек, и Слово нуждаются в спасении. Поэтому неслучайно, наверное, обращение к религии, к высшему Слову.

Перед вами фрагмент Нагорной проповеди, являющейся изложением самой сути христианского учения.

 

II.Сообщение о Нагорной проповеди (обратить внимание на картину «Явление Христа народу»)

Нагорная проповедь поражает воображение. Иисус переворачивает все традиционные представления о благе и смысле человеческой жизни. Он утверждает, что законы Неба, Царствия небесного не совпадают с законами земли.

 

III.Итак, обратимся к этому образцу духовного красноречия.(чтение текста)

 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотво­рите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и мо­литесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятст­вуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами по­ступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любя­щих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любя­щих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же де­лают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?

Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будь­те милосердны, как и Отец ваш милосерд.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною от­сыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или , как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Евангелие  от Луки, глава 6, стихи 27—42.)

- Докажите,     что     данный     текст     относится     к     публицистическому стилю.

 

V. Выделим особенности жанра проповеди и притчи. Отметим старославянские и церковные элементы. Для этого заполним с вами таблицу наблюдений над языком произведения.

Лексика

 

Морфология

Синтаксис, пунктуация

Стилистические фигуры

Общеславянская: отец, брат, сын; Старославянская: благотворите, благословляйте, благодарность, благ, милосердны; ибо - союз; церковно -религиозные понятия: Всевышний, грешники.

 

Глаголы в первом и

во втором лице

множественного

числа;

причастия,

местоимения личные,

притяжательные.

Милосерд,

милосерден, в глазе -в глазу.

сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, осложненные однородными и обособленными членами,

(?)(!)- в середине

Предложения,

(;) - перед союзами.

Анафора:

И так хотите...

И если любите...

И если взаймы даёте...

Инверсия: врагов ваших,

награда великая.

Аллегория: слепой -

слепого, сучок в глазу.

Градация: мерою

доброю, утрясённою,

нагнетенною и

переполненною.

 

VI. А теперь обратимся к первому и второму микротекстам.

Какие же заповеди необходимо выполнять, чтобы получить «награду великую»? А о какой награде идёт речь? Попробуйте оформить заключающиеся в этих 2-х абзацах заповеди одной фразой. (И добро, и любовь, и щедрость должны быть бескорыстны.)

Ап. Павел: « Любовь долготерпима, милосердна, не ищет своей выгоды, не гордится, всегда есть».

 

VII. Что собой представляет 3-й абзац?

Жанр - притча. Чем различаются эти два жанра? Что между ними общего? Какое изобразительное средство лежит в основе притчи? (аллегория). Объяснить её.

 

VIII.   Мы познакомились с высшим Словом, побуждающим к действию.
К.Э.Циолковский говорил: « А за Словом должно быть дело. И если за добрым словом  последует доброе дело, то, может быть, когда - нибудь человечество распахнёт  врата  бессмертия,  за  которыми  нас  ждут бездны  открытий  и
мудрости.  Будем  жить,  чтобы  получить  их  и  царствовать  во  Вселенной, подобно другим бессмертным».

-Как же вы определите назначение проповеди?

Какие должны последовать дела?

 

IX.  Итак, речь идет о духовном совершенстве человека.

Каким же, по христианскому учению, должен быть совершенный человек?

X. Как напутствие пусть прозвучит это стихотворение:

Спеши, спеши творить добро.

От злобы сердце огради.

Коль будет очень нелегко,

Ты совесть в помощь позови.

Не будь глупцом, не будь беспечен

И помни каждый миг о том,

Что в этом мире ты не вечен

И дашь ответ перед творцом.

 

Х.Подведение итогов урока.

 

Д/3:    сочинение - миниатюра «Мои размышления по поводу главных христианских заповедей».

 

 

 

 


Hosted by uCoz