Цели:
организовать деятельность учащихся по теме урока: совершенствовать навык
анализа текста как основной синтаксической единицы языка; показать
особенности жанра проповеди как образца духовного красноречия;
помочь учащимся глубже вникнуть в смысл проповеди, в
историческую эпоху, отражённую в тексте, в духовное содержание
проповеди, способствовать воспитанию коммуникативной культуры
учащихся, доброго отношения к окружающим.
Содержание.
I.
Слово учителя
Написано: «Вначале
было Слово» -
И вот уже одно
препятствие готово:
Я Слово не могу
так высоко ценить.
Да, в переводе
текст я должен изменить,
Когда мне верно
чувство подсказало.
Я напишу, что
Мысль - всему начало,
Стой, не спеши,
чтоб первая строка
От истины была
недалека!
Ведь мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли -
начало всех начал?
Пишу - и вновь я
колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул -
и выход вижу смело,
Могу писать: «Вначале было дело! »
- Думаю, вы узнали этот отрывок из монолога Фауста, созвучный эпиграфу к
уроку, тема которого «Проповедь и притча как основные жанры
христианской публицистики.»
-Чтение и анализ эпиграфа.
«Слово - выражение нашей духовности. Может, поэтому и говорится в
Библии, что
вначале было Слово. В нём должен гореть огонь божественной
любви. Будем беречь и любить так,
как любили его Пушкин и Гоголь, Тургенев и Чехов, Аксаков и Бунин. Будем
бескорыстны: желая любви и радости бытия
себе, пожелаем этого друг другу и
своей земле.» — Объясните выделенные слова.
Мы переживаем нелегкое время: в опасности жизнь человека - и
биологическая, и духовная. Мы переживаем падение нравственности, утрату
понятий о добре и милосердии, отвыкаем от красоты Слова. Сегодня и
Земля, и
человек, и Слово нуждаются в спасении. Поэтому неслучайно, наверное,
обращение к религии, к высшему Слову.
Перед вами фрагмент Нагорной проповеди, являющейся изложением самой
сути христианского учения.
II.Сообщение
о Нагорной проповеди (обратить внимание на картину «Явление Христа
народу»)
Нагорная проповедь поражает воображение. Иисус переворачивает все
традиционные представления о благе и смысле человеческой жизни. Он
утверждает, что законы Неба, Царствия небесного не совпадают с законами
земли.
III.Итак,
обратимся к этому образцу духовного красноречия.(чтение текста)
Но вам,
слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите
ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь
за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь
и другую; и отнимающему у тебя верхнюю
одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя,
давай, и от взявшего твое не
требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и
вы поступайте с ними. И если любите любящих
вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И
если делаете добро тем, которые вам делают
добро, какая вам за то благодарность?
ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых
надеетесь получить обратно,
какая вам за то благодарность?
Ибо и грешники дают
взаймы грешникам,
чтобы получить обратно столько же.
Но вы
любите врагов ваших, и благотворите, и
взаймы давайте, не ожидая
ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он
благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте
милосердны, как и Отец ваш милосерд.
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены;
прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам:
мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в
лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится
и вам.
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого?
не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и
усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что
ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем
глазе не чувствуешь? Или , как можешь сказать брату твоему:
брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь
бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего
глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Евангелие от Луки, глава 6, стихи 27—42.)
-
Докажите, что данный текст относится к
публицистическому стилю.
V.
Выделим особенности жанра проповеди и притчи. Отметим
старославянские и церковные элементы. Для этого заполним с вами таблицу
наблюдений над языком произведения.
Лексика
|
Морфология |
Синтаксис,
пунктуация |
Стилистические фигуры |
Общеславянская:
отец, брат, сын;
Старославянская: благотворите, благословляйте,
благодарность,
благ, милосердны;
ибо - союз;
церковно -религиозные
понятия: Всевышний, грешники.
|
Глаголы в первом и
во втором лице
множественного
числа;
причастия,
местоимения личные,
притяжательные.
Милосерд,
милосерден, в глазе -в
глазу. |
сложные
предложения с разными видами союзной и
бессоюзной связи,
осложненные
однородными и
обособленными членами,
(?)(!)- в середине
Предложения,
(;) - перед союзами. |
Анафора:
И так хотите...
И если любите...
И если взаймы даёте...
Инверсия:
врагов ваших,
награда великая.
Аллегория:
слепой -
слепого, сучок в глазу.
Градация:
мерою
доброю, утрясённою,
нагнетенною и
переполненною. |
VI.
А теперь обратимся к первому и второму микротекстам.
Какие же заповеди необходимо выполнять, чтобы получить «награду
великую»? А о какой награде идёт речь? Попробуйте оформить заключающиеся
в этих 2-х абзацах заповеди одной фразой. (И добро, и любовь, и щедрость
должны быть бескорыстны.)
Ап. Павел: «
Любовь долготерпима, милосердна, не ищет своей выгоды, не
гордится, всегда есть».
VII.
Что собой представляет 3-й абзац?
Жанр - притча. Чем различаются эти два жанра? Что между ними общего?
Какое изобразительное средство лежит в основе притчи? (аллегория).
Объяснить её.
VIII.
Мы познакомились с высшим Словом,
побуждающим к действию.
К.Э.Циолковский говорил: « А
за Словом должно быть дело. И если за добрым
словом последует доброе дело, то, может быть, когда - нибудь
человечество распахнёт врата бессмертия, за которыми нас ждут бездны открытий
и мудрости. Будем
жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной,
подобно другим бессмертным».
-Как же вы определите назначение проповеди?
Какие должны последовать дела?
IX.
Итак, речь идет о духовном
совершенстве человека.
Каким же, по христианскому учению, должен быть совершенный человек?
X.
Как напутствие пусть прозвучит это стихотворение:
Спеши, спеши творить добро.
От злобы сердце огради.
Коль будет очень нелегко,
Ты совесть в помощь позови.
Не будь глупцом, не будь беспечен
И помни каждый миг о том,
Что в этом мире ты не вечен
И дашь ответ перед творцом.
Х.Подведение итогов урока.
Д/3: сочинение - миниатюра «Мои размышления по поводу главных
христианских заповедей».