Цели:
обеспечить условия для закрепления
и расширения знаний учащихся о тексте, типе
и стиле речи, развивать умение
анализировать текст художественного стиля:
продолжать работу над
изобразительно - выразительными средствами языка, показать их роль в
создании художественного образа, выявить индивидуальные
особенности стиля Тургенева -
пейзажиста; способствовать воспитанию любви к
природе, вниманию к художественному
слову.
Ход урока
I.
Оргмомент.
II.
Чтение и запись темы и эпиграфа к уроку.
Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык. И.С. Тургенев.
III.
Вступительное слово учителя.
Поразительно красив и светел язык произведений И.С. Тургенева. Чем
больше узнаешь его, тем
больше чистого, ясного, доброго находишь и не можешь оторваться от этого
источника, наслаждаешься и радуешься, что русскому народу дан такой «
великий, могучий» русский язык, что есть такой писатель, в
умелых руках которого язык наш «способен творить чудеса». В.Г. Белинский
говорил:
«Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева
изображать картины русской
природы». И сегодня - «Свидание». Это не только название рассказа, но и
встреча с красивым и светлым языком писателя. Постараемся увидеть
тургеневскую манеру письма, особенности его языка, почувствовать, как
прекрасен русский язык. Выразительное чтение отрывка.
Была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми
облаками , то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за
раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный
глаз.
(...)
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было
узнать, какое тогда стояло время
года. То был не весёлый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье,
не долгий говор лета, не робкое и
холодное лепетание поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.
Слабый ветер чуть - чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной
от дождя, беспрестанно менялась, смотря по тому, светило ли солнце или
закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё
улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали
нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг
пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких
кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный
цвету переспелого винограда , так и сквозили , бесконечно путаясь и
пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело:
яркие краски мгновенно гасли,
берёзы стояли все белые, без блеску , белые, как только что выпавший
снег, до которого ещё не коснулся холодно
играющий луч зимнего солнца.(...)
Листва на берёзах была ещё почти зелёная, хотя заметно побледнела; лишь
кое- где стояла одна, молоденькая,
вся красная или вся золотая , и надобно было видеть, как она ярко
вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и
пестрея, сквозь частую сетку тонких веток , только что смытых сверкающим
дождём. Ни
одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли... (И.С.Тургенев.
"Свидание ")
Беседа о первых впечатлениях.
1.
Какое время года изображает Тургенев? Почему? Как данный отрывок связан
с
сюжетом рассказа? (Тургенев изображает природу чаще всего в момент ее
пробуждения , расцвета и зрелости, чем увядания. Картины осеннего
пейзажа крайне редки в его произведениях . Однако в рассказе «Свидание»
мы видим
осенний пейзаж , переменчивый, грустный, который служит эмоциональным
аккомпанементом к внутренней жизни людей, к настроениям действующих
лиц.)
2.
А.П. Чехов писал: «Что за роскошь «Отцы и дети»! Это черт как сделано!»
Так
можно сказать о любом произведении Тургенева. Вот мы и посмотрим, как
«сделан» этот этюд, что помогает писателю живо, ярко, достоверно
написать
картину осенней природы.
IV.
Анализ текста. Работа в
группах.
I
группа .
Морфологическая структура.
1.
Слова какой части речи несут смысловую нагрузку? Почему?
2.
В какой форме употреблены глаголы? (Время, вид) Почему?
3.
Слова еще какой части речи использует писатель? Их особенность.
РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ
Ключевыми словами являются...
Именно. .. помогают Тургеневу передать...
Гармоничность и равновесие природных процессов при всей их динамичности
достигается посредством сочетания...
(Ключевыми словами являются глаголы . Именно они помогают Тургеневу
передать
оттенки, а также непрерывность движения в природе, изменчивость осеннего
пейзажа).
Глаголы употреблены в прошедшем времени, так как речь идет о событиях
прошлого.
Все глаголы несовершенного вида, потому что указывают на длительное,
неокончившееся действие, поэтому используются в описании. Лишь в
последнем предложении употреблены глаголы совершенного вида: приютились,
замолкли - законченное действие. Повествование, насыщенное глагольными
связями, становится динамическим, а также эмоциональным.
Кроме глаголов, в тексте используются отглагольные существительные,
прилагательные, причастия и деепричастия. Гармоничность и равновесие
природных процессов при всей их динамичности достигается посредством
сочетания глаголов с существительными и прилагательными. Помещая
причастия рядом с прилагательными,
Тургенев затушевывает его глагольность , самостоятельную роль и
подчеркивает общую с прилагательными
функцию признака предмета: веселый, смеющийся трепет весны и т.д.)
II
группа.
Лексическая организация отрывка. Изобразительные средства.
1.
Какова роль прилагательных в тексте? Все ли прилагательные являются
эпитетами?
2.
С какой целью используются двойные, тройные эпитеты? (сцепление
эпитетов)
3.
Роль повторов.
4.
Только ли прилагательные играют роль определений — эпитетов?
5.
С помощью каких лексических средств автор показывает изменчивость и
непостоянство осенней природы?
6.
Приведите примеры синонимов. Для чего они используются?
7.
Есть ли в тексте сравнения? Чем они выражены?
8.
Какие еще изобразительные средства языка присутствуют в этом тексте?
9.
Внимание к световым оттенкам , к переливам красок - одна из главных черт
Тургенева
- пейзажиста. Пейзажи Тургенева полны не только зрительных, но и
звуковых
деталей. Докажите справедливость этого замечания.
Словарная работа: приютились (подбери ряд синонимов к данному слову.)
(Образность повествовательной речи Тургенева создается интенсивным
использованием определений , большинство которых являются эпитетами.
С помощью эпитетов Тургенев раскрывает увиденные им свойства предметов,
выражая свое эмоционально-оценочное отношение
к изображаемому . Двойные,
тройные определения составляют специфику тургеневского стиля. Для того
чтобы
подчеркнуть значимость признака, автор использует повторы: березы
белые...белые, вся красная или вся золотая.. .Роль эпитетов и
определений выполняют не только
прилагательные, но и наречия и причастия, которые способствуют
заострению свойств
предметов , образов: смеющийся трепет весны, холодно играющий луч,
украдкой, лукаво, сверкающим дождем.
Показывая изменчивость осенней природы, писатель использует антонимы:
заволакивалось-расчищалось, светило-закрывалось, озарялось-гасло. Для
передачи оттенков одного и того же действия или процесса используются
синонимические сочетания слов (прием противопоставления синонимов,
градация):
не...трепет… не шушуканье…не...говор…не...лепетание - а болтовня.)
Живописную роль играют и сравнения: как прекрасный глаз, подобный цвету
переспелого винограда, как только что выпавший снег, червонным золотом,
- которые помогают не только ярче представить картину, нарисованную
автором, но и дают возможность увидеть отношение писателя к тому, что он
изображает. Природа у Тургенева живет, чувствует, поэтому олицетворения
занимают не последнее место в
описании: дождь шептал, природа улыбнулась, листва побледнела.
Пейзажи Тургенева полны не только зрительных , но и звуковых деталей:
лазурь, шум , трепет, шушуканье, говор, лепет, болтовня, отблеск,
золото, синело, луч солнца,
шепчет, зелень , красная , золотая , пестрея...).
III
группа . Словообразование . Синтаксис .
1.
Выписать глаголы с приставками. Какие приставки
преобладают? Что они
обозначают ? ( В этом тексте Тургенев использует приставочные глаголы .
Особенно часто употребляется приставка за , обозначающая начало
действия : заволакивалось , закрывалось , загорались , замолкли…)
2.
Основные синтаксические единицы. Какие предложения преобладают? (сложные
или простые, союзная (какая?) или бессоюзная связь). Почему? Что
достигается
использованием именно этих предложений?
3.
Какие союзы являются самыми распространёнными? (Укажите союз, помогающий
передать изменчивость и непостоянство осенней погоды).
4.
Укажите пример инверсии. Какова роль прямого и обратного порядка слов?
5.
Какова роль причастных и деепричастных оборотов, обособленных
определений?
6.
Какие знаки препинания преобладают? Почему?
С какой целью используются повествовательные предложения?
( Излюбленными синтаксическими конструкциями Тургенева являются сложные
предложения , чаще сложносочиненные, которые легко членятся на простые.
В этом тексте всего восемь предложений, представлена бессоюзная и
сочинительная связь.
Именно такие предложения помогают создать образную картину, передать
впечатление от увиденного, придать описанию живость, эмоциональность,
непосредственность.
Самыми распространенными союзами являются союзы и, а: и - показывает
одновременность происходящих событий, а - противительные отношения.
Изменчивость
и непостоянство осенней погоды автор передает с помощью однородных
членов,
соединенных повторяющимся союзом то.
Тон повествования спокойный. Это достигается за счет прямого порядка
слов.
Инверсия наблюдается лишь при обособленных определениях, выраженных
причастными
оборотами или
прилагательными: лазурь, ясная и ласковая .Динамичность картине придают
деепричастные и причастные обороты. Излюбленным знаком препинания
Тургенева является точка с запятой (6 раз), только два раза встречается
двоеточие, остальные - запятые . Использование повествовательных
предложений придает тексту спокойный живописующий характер.)
V.
Особенности стиля писателя.
Итак, в произведениях Тургенева природный мир
выступает изменчивым ,
движущимся , окрашенным в тона определённого настроения .
Чистый лиризм
сочетается с простотой, точностью и ясностью изображения. В этом тексте
ярко
проявилась индивидуальность творческого метода писателя. Обобщим свои
наблюдения (работа с таблицей).
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ И.С.ТУРГЕНЕВА
словообразование |
МОРФОЛОГИЯ |
ЛЕКСИКА |
СИНТАКСИС |
Использование
приставочных глаголов
(за - излюбленная
приставка)
|
Глаголы -
ключевые слова
(прош. вр., несов.
в.) отглагольные
сущ-е и прил-е, глагольные
формы , динамизм
повествования) |
Двойные, тройные
эпитеты; прием
противопоставления
синонимов;
изобилие
олицетворений;
широкое
использование
антонимов |
Повествовательные
сложносочиненные
или бессоюзные
предложения;
широкое
использование
союзов и, а, то;
употребление
запятой или точки с
запятой; прямой
порядок слов. |
VI.
Заключительное слово учителя.
Пейзажи Тургенева представляют собой реальный мир среднерусской природы.
Они полны воздуха, звуков и запахов. Природные явления и процессы
даются в богатстве
своих оттенков, в сложной, живой противоречивой взаимосвязи , в
проявлениях , едва
уловимых. Природа, как и духовный мир человека , несет в себе печать
мгновенной ,
изменчивой , мимолетной жизни.
(повторное чтение отрывка).
На примере этого текста, я надеюсь, вы убедились в том, что язык
произведений
Тургенева - неиссякаемый источник примеров не только для всестороннего
анализа,
но и для «любования» великим русским языком великого Мастера.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание:
1) сочинение - анализ текста;
2)
составление собственной пейзажной зарисовки по аналогии с данным
текстом; 3)
сочинение - эссе «Читая строки Тургенева о природе...» (по выбору).