Урок русского языка в 11 классе. Комплексный анализ стихотворения И.А. Бунина «Забытый фонтан».

 

Автор: учитель русского языка и литературы Авдеева В. В.

      Цели урока: создание условий для формирования навыка комплексного анализа текста;  развитие исследовательских умений; воспитание любви к родному языку

 

Ход урока

I. Оргмомент

II.Разминка « Термины»

Разгадывание кроссворда

 

 

 

 

 

 

г

и

п

е

р

Б

о

л

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

У

л

ь

м

и

н

а

ц

и

я

о

л

и

ц

е

т

в

о

р

е

Н

и

е

 

 

 

 

 

г

р

а

д

а

ц

И

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

Н

а

ф

о

р

а

 

 

1. Литературный прием, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого.

Подпись: 5

 

2. Один из сюжетно-композиционных элементов, эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт

достигает максимальной критической точки своего развития и требует немедленного разрешения.

3. Разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.

4. Художественный прием, заключающийся в постепенном, последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности.

5. Художественный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк.

 

III. Слово учителя

Иван Алексеевич Бунин. Это о нем К.Г.Паустовский сказал: «В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным», а Горький – «…выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет». Это он, Бунин, в одном из своих стихотворений сказал:

                                          Умейте же беречь

                        Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                                         Наш дар бесценный – речь.

В этом же стихотворении Бунин утверждал: «Лишь слову жизнь дана».

Стихотворение Бунина «Забытый фонтан» поможет нам приоткрыть тайны русского языка.

 

IV. Комплексный анализ текста

1. Выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина «Забытый фонтан»

Рассыпался чертог из янтаря,-

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.

 

Он заметает листьями фонтан,

Взвевает их, внезапно налетая,

И, точно птиц испуганная стая,

Кружат они среди пустых полян.

Порой к фонтану девушка приходит,

Влача по листьям спущенную шаль,

И подолгу очей с него не сводит.

 

В ее лице – застывшая печаль,

По целым дням она, как призрак бродит,

А дни бегут…Им никого не жаль.

(1902)

- Назовите жанр этого стихотворения.

- Ваше первое впечатление от сонета?

Кроме девушки, героями этого стихотворения являются ветер и время. Как их изображает автор?

- Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?

- Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?

 

Лексическая работа «Подбери синонимы»

- дворец-чертог

- глаза – очи

-таща-влача

Что это за слова?

 

- Найдите в первом четверостишии слова, в составе которых есть приставки. (Рассыпался, разносит).

- Какая общая орфограмма в этих приставках? (На з\с).

Найдите в тексте слова на эту же орфограмму. (Взвевает, испуганная, спущенная, сводит). Объясните правописание слов.

- Найдите во втором  четверостишии  слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Листьями).

- Все согласные глухие. (Пустых)

- В каких словах из 2-го четверостишия буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука? (Заметает, листьями, взвевает, налетая, испуганная, стая.)

- В каком слове 2-го четверостишия допускается двоякое ударение? (Кружит).

- В 1-м терцете определите падеж всех существительных единственного числа. (К фонтану – Д.п., девушка – И.п., шаль – В.п.).

- В 1-й строке 2-го терцета определите начальную форму всех слов: (Ее - она, лице-лицо, застывшая – застывший, печаль – печаль).

 

V. Контроль знаний (по типу ЕГЭ)

А1.  В названии каких стихотворений И.А.Бунина не все согласные звуки звонкие?

1) «Змея»

2) «Газелла»

3) «Бред» +

4) «Родине»

 

А2.  В названии каких стихотворений И.А.Бунина не все согласные звуки глухие?

1) «Степь»

 

2) «Спутница» +

3) «Поэтесса»

4) «Сказка»

 

А3. Сколько сонорных звуков в названии стихотворения И.А.Бунина «Венеция»?

1) 0

2) 1

3) 2+

4) 3

 

А4. Сколько мягких звуков в названии стихотворения И.А.Бунина «Счастье»?

1) 4+

2) 3

3) 2

4) 1

 

А5. Какое прилагательное в названии произведений И.А.Бунина может иметь сравнительную форму?

1) «Антоновские яблоки»

2)  «Чистый понедельник» +

3) «Золотое дно»

4) «Митина любовь»

 

А6. Какое сложное прилагательное является лишним по принципу правописания?

1) Пылай, играй (сто)(цветной) силою… +

2) Недвижим тополь (матово)(зеленый)…

3) И полон взор ее, (загадочно)(унылый)…

4) Один туман (молочно)(синий)…

 

А7. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Напечатано несколько писем И.А.Бунина и В.В.Пащенко, часто раскрывающие их подлинные взаимоотношения.

2) Впечатления детских и ранних юношеских лет связаны у него с одинокой усадьбой.

3) Завтра в городском театре будут играть приехавшие малороссы под управлением Садовского.

4) И.А.Бунин родился 10 октября тысячу восемьсот семидесятого года. +

 

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.

VII. Написать сочинение – рассуждение «Любовь и разлука – две вечных подруги?»

 

 

 


Hosted by uCoz