Цели урока: создание
условий для формирования навыка комплексного анализа текста; развитие
исследовательских умений; воспитание любви к родному языку
Ход урока
I. Оргмомент
II.Разминка
« Термины»
Разгадывание кроссворда
|
|
|
|
|
г |
и |
п |
е |
р |
Б |
о |
л |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
У |
л |
ь |
м |
и |
н |
а |
ц |
и |
я |
о |
л |
и |
ц |
е |
т |
в |
о |
р |
е |
Н |
и |
е |
|
|
|
|
|
г |
р |
а |
д |
а |
ц |
И |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
Н |
а |
ф |
о |
р |
а |
|
1.
Литературный прием, основанный на художественном
преувеличении тех или иных свойств изображаемого.
2. Один из
сюжетно-композиционных элементов, эпизод литературного произведения, в
котором художественный конфликт
достигает максимальной критической точки своего развития и
требует немедленного разрешения.
3. Разновидность метафоры, при которой явления природы,
неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.
4. Художественный прием, заключающийся в постепенном,
последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и
других средств художественной выразительности.
5. Художественный прием, заключающийся в повторении одних и
тех же звуков, слов или словосочетаний в начале нескольких стихотворных
строк.
III.
Слово учителя
Иван Алексеевич Бунин. Это о нем К.Г.Паустовский сказал: «В
области русского языка Бунин был мастером непревзойденным», а Горький –
«…выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет». Это он, Бунин,
в одном из своих стихотворений сказал:
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш дар бесценный
– речь.
В этом же стихотворении Бунин утверждал: «Лишь слову жизнь
дана».
Стихотворение Бунина «Забытый фонтан» поможет нам
приоткрыть тайны русского языка.
IV.
Комплексный анализ текста
1. Выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина «Забытый
фонтан»
Рассыпался чертог из янтаря,-
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.
Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди пустых полян.
Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит.
В ее лице – застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак бродит,
А дни бегут…Им никого не жаль.
(1902)
- Назовите жанр этого стихотворения.
- Ваше первое впечатление от сонета?
Кроме девушки, героями этого стихотворения являются ветер и
время. Как их изображает автор?
- Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?
- Какая выразительная деталь помогает нам понять
безмерность страдания лирической героини?
Лексическая работа «Подбери синонимы»
- дворец-чертог
- глаза – очи
-таща-влача
Что это за слова?
- Найдите в первом четверостишии слова, в составе которых
есть приставки. (Рассыпался, разносит).
- Какая общая орфограмма в этих приставках? (На з\с).
Найдите в тексте слова на эту же орфограмму. (Взвевает,
испуганная, спущенная, сводит). Объясните правописание слов.
-
Найдите во втором
четверостишии слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Листьями).
- Все согласные глухие. (Пустых)
-
В каких словах из
2-го четверостишия буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука? (Заметает,
листьями, взвевает, налетая, испуганная, стая.)
- В каком слове 2-го четверостишия допускается двоякое
ударение? (Кружит).
-
В 1-м терцете
определите падеж всех существительных единственного числа. (К фонтану –
Д.п., девушка – И.п., шаль – В.п.).
- В 1-й строке 2-го терцета определите начальную форму всех
слов: (Ее - она, лице-лицо, застывшая – застывший, печаль – печаль).
V.
Контроль знаний (по типу ЕГЭ)
А1. В названии каких стихотворений И.А.Бунина не все
согласные звуки звонкие?
1) «Змея»
2) «Газелла»
3) «Бред» +
4) «Родине»
А2. В названии каких стихотворений И.А.Бунина не все
согласные звуки глухие?
1) «Степь»
2) «Спутница» +
3) «Поэтесса»
4) «Сказка»
А3. Сколько сонорных звуков в названии стихотворения
И.А.Бунина «Венеция»?
1) 0
2) 1
3) 2+
4) 3
А4. Сколько мягких звуков в названии стихотворения
И.А.Бунина «Счастье»?
1) 4+
2) 3
3) 2
4) 1
А5. Какое прилагательное в названии произведений И.А.Бунина
может иметь сравнительную форму?
1) «Антоновские яблоки»
2) «Чистый понедельник» +
3) «Золотое дно»
4) «Митина любовь»
А6. Какое сложное прилагательное является лишним по
принципу правописания?
1) Пылай, играй (сто)(цветной) силою… +
2) Недвижим тополь (матово)(зеленый)…
3) И полон взор ее, (загадочно)(унылый)…
4) Один туман (молочно)(синий)…
А7. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Напечатано несколько писем И.А.Бунина и В.В.Пащенко,
часто раскрывающие их подлинные взаимоотношения.
2) Впечатления детских и ранних юношеских лет связаны у
него с одинокой усадьбой.
3) Завтра в городском театре будут играть приехавшие
малороссы под управлением Садовского.
4) И.А.Бунин родился 10 октября тысячу восемьсот
семидесятого года. +
VI.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
VII.
Написать сочинение – рассуждение «Любовь и разлука – две вечных
подруги?»