Обобщающий урок русского языка по теме "Односложные предложения".

Автор: учитель русского языка и литературы Беляева Л.Н.

      Тема урока. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

       Тип урока:     повторение и систематизация изученного.

     Цели урока.  I. Познавательные: 1) Установить фактический уровень знаний об односоставных предложениях.

    II. Практические: 1) Выяснить уровень сформированности умения видеть односоставные предложения в тексте и определять их вид.

2) Проверить умение редактировать текст в публицистическом и художественном стилях. 3) Учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему в научном стиле.

III. Общепредметные: 1) Контроль объема внимания, способностей применять знания об односоставных предложениях не только на репродуктивном , но и на творческом уровне. 2) Развитие умения работать в микрогруппах. 3) Учить переключать внимание сменой видов деятельности. 4) Способствовать развитию речевой культуры.

 

Ход урока.

I.                  Оргмомент.

II.               Лингвистическая разминка.

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А.Фета.

(Стихи распечатаны каждому ученику).

1)   Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!

 

2)   Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

3)   Шепт, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Дополнительные вопросы классу..

- Все ли типы односоставных предложений встретились в стихотворениях?

- Какие еще типы односоставных предложений вы знаете?

III. Проверка домашнего задания. (упр.218)

       Дать подробные связные ответы на вопросы, данные в упражнении.     Привести  примеры из домашней работы.

Один ученик работает у доски по карточке.

Задание: Определить тип односоставного предложения, объяснить значения новых слов.

Очень сложно овладеть искусством риторики. Дети, внимательно слушайте выступление оратора. Зимой солнце светит,, да не греет. Безоблачно лазурное небо. Лесная поляна.

Стать искусным оратором – долгий и кропотливый труд. Но мы с вами должны к этому стремиться.

 

IV. Работа в группах.

Продолжить текст, используя все виды односоставных предложений.

1 группа    «Зимним утром»

2 группа     «Летний вечер»

3 группа     «Осень в лесу»

Подчеркнуть односоставные предложения.

 

V. Раз уж мы заговорили о пейзаже , попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся еще к одному пейзажу, изображенному К.Д.Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное».

Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка -  страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

 

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

 

    Ваши впечатления о стихотворении.

    Назовите изобразительные средства, используемые в этом стихотворении.

- Назовите грамматические основы предложений.

- Чем выражены основы в большинстве предложений?

- Какое значение придают стихотворению подлежащие?

 

Физкультминутка

VI. Работа по карточкам у доски (2 человека).

Редактирование текста.

I.

Телеграмма

Я буду двадцатого. Вы встречайте. Я целую. Нина.

 

II.

Страничка из дневника

Сегодня у меня была важная встреча. Я немного волновался, и я непроизвольно поглядывал на часы. Когда стрелки показывали 12, я начал собираться. Я погладил рубашку, потом я достал костюм. Я побрился, я привел в порядок волосы. Я считал, что на результаты встречи может повлиять мой внешний вид. Поэтому я хотел произвести впечатление.

 

Класс записывает под диктовку предложения (1 человек у доски) с комментированием.

Определить вид односоставных предложений.

1.     Вижу чудное приволье.

2.     Пахнет сеном над лугами.

3.     Уже совсем рассвело.

4.     Вон лесок.

5.     Пойдемте в сад.

6.     Дни поздней осени бранят обыкновенно.

7.     Береги платье снову, а честь смолоду.

8.     Долгая зимняя ночь прошла незаметно.

 

VII. Самостоятельная работа.

         Тест

I ВАРИАНТ

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

(С.Есенин.)

Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это…

А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, вы, мы)

Б. односоставные предложения

В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Найдите безличное предложение.

А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся побольше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

А. двусоставное

Б. определенно-личное

В.  безличное

Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?

А. двусост.   и  двусост.

Б. двусост.   и  определенно-личн.

В. двусост.  и  неопределенно-личн.

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме двусост.  и  безл.    (Знаки препинания не проставлены.)

А. еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б. Уже  смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

II ВАРИАНТ

1.     Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Веет с поля ночная прохлада..

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Лед как сахар.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это…

А. односоставные предложения

Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени

В. предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее

4. Найдите определенно-личное предложение.

А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

5. Определите тип предложения  В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределенно-личное

Б. определенно-личное

В. безличное

6. Какая схема соответствует предложению  Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой? 

А. двусост.  и  двусост.

Б. определенно-личн.  и двусост.

В. безл.  и  двусост.

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме  двусост.  и  безл.    ( Знаки препинания не проставлены.)

А. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

В. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

Г. Минута – и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые лисья дружно блестят на солнце.

            Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

       

 Проверка (на доске записаны верные ответы)

 

VIII. Итог урока.

 

IX. Домашнее задание.

 1 .      Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием, где это целесообразно, односоставных предложений.

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

2 .       Комплексный анализ текста (сильным учащимся)

 

X. Рефлексия.

 

 

 

 


Hosted by uCoz