Урок  математики в  3 классе по теме "Площадь фигур сложной конфигурации,   сводимых к прямоугольнику."

 

Автор: учитель начальных классов Лазарева Л.В.

 Цели: - создать условия для формирования умений находит площадь фигуры сложной конфигурации, обеспечить закрепление вычислительных навыков, умений находить площадь прямоугольника;

  - способствовать развитию логического и пространственного мышления, математической речи;

-  содействовать воспитанию интереса к предмету, веры в свои силы, отзывчивости, дружелюбия.

 

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, плакаты фигур, цифры, линейка.

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

 

Форма учебного занятия: лабораторно-исследовательское занятие.

 

Ход урока:

1.  Оргмомент.

Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки.

 

2. Психологический настрой.

 

- Друзья мои я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

 

Я знаю каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок

Так постараемся сегодня

И вместе проведём урок.

 

Сегодня у нас необычный урок. Урок лабораторно-исследовательский, на котором мы будем с вами делать измерения, думать, мыслить, исследовать и применять полученные знания в жизни.

 

3. Запись в тетрадях числа.

 

                                        26 октября.

                                   Классная     работа.

- Что можно сказать о числе 26?

- Составьте 2 суммы со значением 26 и 2 разности со значением 26.

 

4. Активизация субъективного опыта.

 

   1) Устный счёт.

 

( На каждой парте геометрическая фигура. Взяли фигуры, перевернули. Что увидели? Найдите значения своих выражений.)

 

 

 8 * 4                        52 + 24                   7 * 7                           40 – 26                  6 * 9

 

 

 

  32                                 76                       49                                24                         54  

 

 

 

 

 30 +46                      50 – 1                    30 – 11                           2 * 9                     32 + 44

 

 

 

    76                               49                         19                                 18                             76

 

 

32   76   49   24   54    19   18

       76   49

       76

( Называю число. У кого выражение с таким значением, поднимите вверх геометрическую фигуру. Читайте выражение и кто-то один из пары подносите к доске и называйте фигуру.)

 

  2) Работа с геометрическими фигурами.

 

- Какая геометрическая фигура лишняя?

  Почему?

- Как одним словом назвать остальные фигуры?

- Сколько треугольников?

- Сколько сторон у трёх треугольников?

- Сколько четырёхугольников?

- Сколько углов у пяти четырёхугольников?

- Сколько кругов?

- Сколько углов у круга?

- Узнай геометрическую фигуру:

         

       « У этой фигуры 4 стороны

                                     4 угла

                                      углы прямые

  противоположные стороны равны.»

 

- Что мы можем вычислить у прямоугольника?

- Что необходимо знать, чтобы найти площадь прямоугольника?

- Найдите площадь прямоугольника, если длина его равна 9см, ширина 4см.

- Какими могут быть длины сторон прямоугольника, если площадь его равна 24см ?

 

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

 

- Ребята мы с вами говорили о геометрических фигурах, о площади.

  Используя эти опорные слова, как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

 

 

                         площадь

                прямоугольник

( Эти знания нам пригодятся, но тема будет звучать немного иначе.)

 

- Сегодня на уроке мы будем находить площадь фигур сложной конфигурации, сводимых к прямоугольнику и совершенствовать вычислительные навыки.

 

- Что это за фигура?

- Как найти площадь этой фигуры?

 

 ( Площадь какой фигуры умеем находить?

   Делим фигуру сложной конфигурации на прямоугольники.)

 

- Какой способ нахождения площади вам больше понравился?

 

 

- Я указываю длины сторон.

 У доски находим площадь фигуры - цепочкой.

 

  =2 8=16 см                         =2 3=6 см                                =2 8=16 см

  =2 5=10 см                         =4 3=12 см                              =2 3=6 см

  =2 1=2 см                           =5 2=10 см                              =2 3=6 см

  =16+10+2=28 см                =6+12+10=28 см                    =16+6+6=28 см

 

   - Мы работаем серьёзно, надо нам и отдохнуть.

 

5. Физминутка. (Слушаем меня и делаем как я)

 

Поднимаем руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два, раз-два, раз-два;

Руки вниз, вперёд смотри – это три

Руки в стороны пошире развернули –

На четыре, 3-4, 3-4, 3-4.

С силой их к плечам прижать – это пять, 4-5, 4-5, 4-5.

Всем ребятам тихо сесть – это дети шесть.

 

6.Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.       Работа в парах.

 

  Для сильных учащихся индивидуальная работа.( Тетрадь на печатной основе с. 18 № 38(2) )

 

  Достаньте из конверта карточку.

- Что изображено на карточке?

   Ребята, сейчас вы будете исследователями. Вы будете исследовать геометрическую фигуру.

   Геометрическую фигуру необходимо разделить на прямоугольники, сделать необходимые измерения, найти площадь, записать решение нахождения площади в тетрадь.

 

 

               1 ряд                            2 ряд                                          3 ряд

 

 

 

  

1 ряд:                                                                      2 ряд:

 

   =8 2+4 2=24 см                                                 =6 3+5 2=28 см

   =6 2+6 2=24 см                                                 =8 2+4 3=28 см

                           3 ряд:

 

                     =8 3+4 2=32 см

                     =6 3+7 2=32 см

 

Проверяем. Чему равна площадь фигуры у первого ряда? У второго ряда? У третьего ряда?

 

 

 

  24  28  32  36  42  44

 

- Что заметили? Какую закономерность увидели?

- Какое будет следующее число?

- Продолжите ряд чисел до числа, в котором будет одинаковое количество десятков и единиц.

 

- Ребята, как вы думаете, зачем мы с вами учились находить площадь фигур сложной конфигурации?

 

 7. Этап применений знаний в жизни.

 

- Следующий этап урока мы проведём в фойе вашей школы.

   Полученные знания проверим в практической деятельности. Прошу всех встать и совершить небольшую экскурсию по школе. Строимся по рядам и не забываем, что у нас продолжается урок, и в школе идут уроки, поэтому соблюдайте дисциплину и порядок, двигаясь по школе.

 

 

                                            Вот одна из площадок вашей школы. Какую форму она

                                         Имеет? Как найти площадь этой площадки?

                                             =3 2+2 6=18 см

                                          

                                         А теперь так же спокойно и тихо возвращаемся в класс.

  

 

- Ребята, путём измерений, исследований на уроке вы достигли определённых знаний и могли использовать их в жизни.

 

- А наш исследовательский урок подошёл к концу.

 

8. Итог урока.

 

- Что было для вас интересно на уроке?

- В чём затруднялись?

- Знания, которые вы получили на уроке, важны для вас и почему?

 

9. Рефлексия.

 

- Ребята, кто считает, что хорошо усвоил материал урока, научился находить площадь фигур сложной конфигурации – поднимите руки вверх и сожмите кулачки. Ваши знания в крепких руках.

 

- Те ребята, которые немного сомневаются в своих знаниях – поднимите руки вверх ко мне ладошками.

У вас дети всё обязательно получится, если вы приложите старания.

 

- Я вижу, многие ребята довольны своей работой на этом уроке. А всем нам помогало сегодня ваше дружелюбие, с которым вы встретили меня. Не зря говорится – дружба в делах помощница. Так оставайтесь такими дружными ребятами!

 

10. Оценки.( комментирование)

 

11. Д/з : УЧЕБНИК с. 57 № 128 (ДЛЯ СИЛЬНЫХ)

                 ТЕТРАДЬ С.18 – 38 (1) (ВСЕМ)

 

Назад

 


Hosted by uCoz