Урок  обучения грамоте в 1 классе (по системе Л.В. Занкова) по теме "Звуки /ч/, /щ/- всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Чч, Щщ. Продолжение ленты букв."

 

Автор: учитель начальных классов Савицкая Т.А.

Цели:

- создать условия для знакомства с особенностями звуков /ч/, /щ/; формировать навык чтения с новыми буквами, продолжить ленту букв;

- содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;

- способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбия, уметь ценить время

 

Оборудование: сказочный герой-гном Буки, слоговые таблицы, лента букв, карточки с текстами

 

Тип урока: новых знаний

  

1. Оргмомент. « Улыбнись!»

Прозвенел уже урок

Вот и начался урок.

 

- Какое у вас настроение? (….) Это замечательно. Только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается.

- Я знаю, что вы все прекрасные мастера слова. Пусть на этом уроке всем моим мастерам улыбается удача и  всё у вас получится. Ведь

 

           Дело мастера боится.

 

 

- Впереди вас ждут задания-чудеса!

  И на мастерство вам полчаса.

 

- Благодаря вашему мастерству произойдёт чудо.

 

2. Повторение.  « Повторяй!»

 

 работа по ленте букв

- Назовём твёрдые согласные (- Какой звук не назвали? – й - Почему?)

- Назовём мягкие согласные (- Какие звуки не назвали? – ж-ш – Почему? Какой секрет с этими буквами вы знаете?)

 

чтение слов по рядам

- 1ряд – читает 5 столбик

2 и 3 ряд – читает 1 столбик

- Назвать слова с мягкими согласными?

    - А на веселой волне сегодня веселые ваши веселые стихи.(работа по инд карточкам)

 

3.Сообщение темы урока.

- Ребята, русский язык богат секретами. Мы продолжаем знакомиться с секретами русского языка

 

                                «Думай»

- Бабушка-загадушка, передала вам загадки. Кто сегодня нам будет загадывать загадки нам подскажет бочка-заморочка

 

Нет ног, а хожу.

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

 

 

 

- Какой звук в начале слова?... Что можете рассказать про этот звук? Произнесём его.

- Образуем однокоренное слово при помощи двух суффиксов

 

Час+ов+щик=часовщик

- А вот мастер часовых дел.

 

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.(хором)

 

- Какой мягкий согласный звук есть ещё в этом слове?

 

Работа по ленте букв

- Что ещё можете сказать про эти звуки? Какие они ещё? (глухие)

- Сегодня праздник новых букв. Гном Буки принес нам буквы ч и щ. Открываем страницу 100 и поприветствуем новые буквы.

На что похожи эти буквы?

 

 Буква Щ поможет вам

Чистить зубы по утрам.

 

Ч с четвёркой спутал чижик.

 

- Назовите слова с этими буквами.

Где спряталась буква?

- Как произносятся эти звуки во всех словах?

 

Работа по слоговым таблицам

-Прочитаем сочетания с этими буквами. Что общего в произношении звуков ч и щ? Поэтому у этих букв есть секрет

 

Ча и ща пиши с а;

Чу и щу пиши с у.

 

Работа по «Азбуке»

- А теперь побываем в часовой мастерской.

- Прочитать сочетания с  твердыми согл-ми, с мягкими согл-ми. Напечатать всегда твердые и всегда мягкие.

 

4. Физминутка. «Отдыхай»

Тик-так, тик-так

Делай эдак, делай так.

……

 

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так.

 

5. Первичное закрепление

                 «Читай!»

 

-Вот мы опять в часовой мастерской.

- Чем занят часовщик? А для чего нужны часы? Можем мы представить свою жизнь без часов? Часами нужно уметь правильно пользоваться. Кто умеет определять время по часам? Этому мы будем учиться на уроках математики.

А пока прочитайте стих-е про часы. (2и3 ряд) – читает учитель, хором и сам-но

 

- А какие бывают часы нам поведают ребята 3 ряда. ( чтение рассказа) – чтение слов на карточках

                     «Поиграй!»

- Гном Буки принес вам в подарок тоже часы, которые вам помогут правильно распределить своё время, соблюдать режим дня. Но для начала нужно собрать слова из слогов на шариках:

 

          щука   чулки  роща  чаща  часы  чашка

-Какие секреты в словах вы встретили?

 

-Гном Буки убедился, что вы мастера  слова, умеете ценить время и с пользой проводить каждую минуту. Про время русский народ сложил пословицы и придумал фразеологизмы. Когда так говорят? (карточки на партах)

                   «Рассуждай!» (работа в парах)

 

-Какое предложение вам понятно?

 

 Минута час бережёт.

Как бы убить время?

Я хочу выиграть время.

Делу - время, потехе – час.

 

 

6. Применение знаний. «Погуляй!»

- У нашего часовщика есть в жизни увлечение. Он любит зимнюю рыбалку. Ведь природа-это лучшее место для отдыха.(кот Леопольд приглашает на рыбалку)

 

1 ряд – читает весь текст

2 и 3 ряд – по предложению

 

                     На зимней рыбалке.

Зимой я и папа часто ходили на рыбалку.

Трещат морозы.

Но нам жарко.

У нас чаще всего клевали окуньки.

Вот так удача!

Моему товарищу удалось поймать леща.

Вот это чудо!

А мы с папой поймали огромную щуку.

 Щука – хищная рыба.

     Щуку я тащу, тащу,

     Щуку я не упущу.

7. Подведение итогов урока. «Итоговая»

- Я думаю, этот урок каждому из вас чем-то запомнился, что полезного, нового вы узнали на нём?  Все свои знания положите в бочку-заморочку.

 

8. Рефлексия:

- Напишите письмо часовщику, как чувствовал себя на уроке, доволен ли собой

 ( выбрать слова о себе)-раскрасить слова красным цветом

 Чудо

Неудача

Удача

Чудесно

 

Назад

 


Hosted by uCoz