Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание парных согласных в середине слова"

 

Автор: учитель начальных классов Савицкая Т.А.

Цели:

 

- Создать условия для формирования умений в правописании слов с парными согласными в середине слова.

- Содействовать закреплению образованию слов с помощью суффиксов.

- Обеспечить условия для развития орфографической зоркости, речи, памяти, творческого воображения.

- Привести учащихся к пониманию бережного отношения к природе, доброго отношения ко всему живому.

 

 

Оборудование:

 

- индивидуальные карточки, рисунки: солнышко, улитка, плакат с текстом загадки, карточки для рефлексии, карточки с заданиями для упражнений, карточки со словами и предложениями, магнитофон.

 

 

 

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

                                                                                                                   

Ход урока:

1. Оргмомент.

-Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением тихо сядем.

 

Я рада видеть вас в хорошем настроении. Сегодня на уроке вашу дорогу знаний будет освещать солнышко Удачи. Ведь

    

   Ученику удача- учителю радость.

(Пальчиковая зарядка)

-Ваши пальчики приветствуют друг друга и вот они готовы хорошо трудиться.

-Запишем число (- Что можете сказать о сегодняшней погоде?)

                                                                            СТУДЕНЬ
                       карточка                                                   
СТУЖАЙЛО

                       на доске

 

2. Повторение изученного. Сообщение темы урока.

- Прочитайте слова на доске. Чем они интересны? (…)

дубки грибки

-Правильно. На доске написаны слова с парными согласными в середине слова.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(…)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над словами с парными согласными в середине слова, а также вспомним  образование слов при помощи суффиксов.

- А зачем нам нужно уметь правильно писать слова с парными согласными в середине слова? (…) Скажите правило о правописании слов с парными согласными в середине слова.(…)

 

3. Минутка чистописания.

- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

Бп

(4раза)

- Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

- Рядом запишем слова дубки грибки, сделаем разбор по составу

( 1уч-ся у доски, 2слово-самост.но)

- С чем связаны эти слова? ( с природой)

А что такое природа? (…) Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

 

Жизнь дана на добрые дела.

 

- Найдите орфограммы в словах, подчеркните ( 1 уч-ся у доски)

 

4. Словарно-орфографическая минутка. (карточки на суффикс)

 

- А сейчас мы отправимся в кладовую природы и познакомимся с одним из обитателей наших лесов. Прочитайте слова на доске, назовите пропущенные буквы.

Остро.

С.рока

Инж.нер

Н.сорог

Адр.с

На какие группы можно распределить их? (…) Название какого дерева прочитали?(…) Чем оно интересно это дерево?

- Даже в безветренную погоду листочки у него дрожат. Поэтому в русском языке есть фразеологизм  -

Дрожит как осиновый ….

- Замените одним словом (боится)

-В русском народе живёт поверье, что осиновый прут охраняет дом от нечистой силы. И на праздник Троица дом украшают осиновыми ветками.

- Запишем слово осина, а рядом – однокоренные слова. При помощи чего они образованы?

 

(пальчиковая зарядка- деревья, цветы, гнёзда, солнышко)

 

5. Комплексное применение знаний.

 

                                                    Игра «Волшебное дерево»

(2 карточки- вставить пропущенные буквы, 2карточки- придумать 5слов с парными согласными)

- А это один из живописных уголков природы. Такой уголок природы есть и в вашем городе: парк им.Шухова, Петровская круча.

- Прочитайте слова на этом волшебном дереве, вставьте пропущенные буквы (уч-ся с места отвечают)

- Какие задания ещё можно выполнить с этими словами? ( распределить на группы)

               Звонкие                      Глухие

ягодка                                макушка

берёзка                               шляпка

посадка                              петушки

рыбки

 

- Какое слово « Лишнее»?

 

6. Физминутка.

-Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.( музыка)

              Вот дохнул, подул слегка

              Смелый ветерок.

              Ветку клёна он нагнул,

              Оборвал листок.

             Тихо кружит лист последний,

            Словно парашют.

           Плавно, важно он кружится,

           Спать на землю он ложится,

           И ему там будут сниться

           Летние деньки.

Вот теперь мы отдохнули, улыбнулись, тихо сели.

                       

Работа по учебнику.

 

- Дерево, трава, цветок и птица

  Не всегда умеют защищаться.

  Если будут уничтожены они,

  На планете мы останемся одни.

- Прочитайте загадку, отгадайте. Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- Какие буквы пропущены? Почему?(…)

- Проверим ваши ответы по учебнику стр.102 упр.194. Выпишем эти слова с комментированием. Какое задание вам хочется выполнить ещё с этими словами? (разбор слов в парах)- 3 самые быстрые пары на оценки

 

Письмо по памяти.

- В начале урока вы рассказали о погоде в декабре. В народе есть много примет про этот месяц. Прочитайте, обратите на написание слов с парными согласными. (чтение вслух, объяснение смысла)

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В зимний холод всякий молод.

Шубка зимой не шутка.

- Найдите предложение где парные согласные в середине слова, запишите по памяти. (проверка у слабых учеников)

 

7. Итог урока ( карточки с вопросами на доске)

- Что запомнили?

- В чём затруднялись?

- Я хочу сказать…

 

8. Дом. Задание: стр.103 упр.196

    1. Записать слова в ед. числе

    2. Распределить сущ-ные в  ед.числе в две группы.

 

9. Оценивание: - За урок я поставила оценки…

 

10. Рефлексия.

- На всём уроке вам светило солнышко  Удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удачи. Всё ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?

 

-А вообще, все молодцы, всем спасибо за урок!

 

Назад

 


Hosted by uCoz