Урок истории в 5 классе по теме «Природа и люди Древней Индии».

Автор: учитель истории и обществознания Назаренко Н.К.

 

Цели - создать условия для знакомства уч-ся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями её жителей; развивать познавательный интерес, умение работать с картой и историческими источниками.

 

Оборудование :учебник ,карта  «Древний Восток», атласы ,карточки с географическими названиями/Индия ,полуостров Индостан, Индийский океан ,Гималаи ,Джомолунгма ,Ганг ,Инд/,карточки с указанием основных занятий жителей Древней Индии /скотов-во ,земледелие,      охота ,добыча полезных ископаемых ,собирательство ,ремесло ,рыболовство/,истор.документ «Природные богатства Индии»,отрывок из древнеиндийской поэмы «Махабхарата»,кроссворд.

                                                                     ХОД УРОКА  

1. ОРГМОМЕНТ.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.                                                                                                           

 Вступительное слово учителя: « Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Древнюю Индию, познакомимся с её животным и растительным миром, узнаем чем занимались жители этой страны, научимся у них бережному отношению ко всему живому. План нашей экскурсии будет таким:

1.Местоположение , растительный и животный мир Индии.

2.Занятия жителей.

Совершая путешествие вы должны будете решить задачу  :почему древние греки называли Индию «волшебной страной?»

Для успеха нашего путешествия необходима карта».

 

1.Местоположение – работа по карте/где расположена ,каким океаном омывается ,какие горы расположены ,какие реки протекают /, на магнитной доске укрепляются карточки с названиями географических объектов.

2.Природные условия/рассказ учителя/.

3.Растительный мир/самостоятельная работа с.93-95/.Задание: выявите особенности растительного мира Древней Индии.

4.Животный мир./работа над отрывком из «Махабхараты»/.Задание : прослушайте отрывок ,назовите животных ,которые обитали в Древней Индии.

                            В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели

                            Птицы лесные, и всюду…в дикой глуши попадались

                            То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера…

                             И светлая влага кипела множеством рыб, крокодилов и змей…

                             …и ветви обвивши хвостами, с криком качались на них обезьяны,

                              по сучьям деревьев ползали, перьями ярко блестя ,попугаи.                               

 

                                                              ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

 

1.Используя карту и карточки с географическими  названиями, составьте рассказ о местоположении Индии.

2.В чем различия долин рек Инд и Ганг?

3.Каких животных мы встретили в джунглях?

 

                                                              ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА      

2.Занятия жителей Древней Индии/работа над отрывком из документа «Природные богатства Индии» Диодора Сицилийского/.Задание:1.Источники свидетельствуют, что жители Индии никогда не знали голода. Используя документ, объясните, почему?

2.Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел!» Что он имел в виду?      

 

                                                              ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

 

1.Перечислите основные занятия жителей Древней Индии/одновременно с ответами уч-ся на доске прикрепляются карточки с названиями основных занятий жителей/

 

 

                                                               3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.Решение кроссворда «Древняя Индия».

 

По горизонтали:1.Тропические леса / джунгли/.

                                 3.Боевое животное/слон/.

                                  4.Величайшие в мире горы, «жилище снегов»/Гималаи/.

                                  7.Крупнейшая река в Индии/Ганг/.

                                   8. «Шерсть ,растущая на кустах»/хлопчатник/.

 

По вертикали:     1. «Жилище  богов»/Джомолунгма/.

                                  2.Страна,жители которой ,по преданию ,не знали голода/Индия/.

                                  5.Полуостров на котором расположена Индия/Индостан/.

                                   6.Река в Индии/Инд/.

 

 

Слово учителя «Мы возвращаемся из путешествия ,однако у нас остался не решенным один вопрос

                                Какой?» Ребята отвечают на вопрос ,делают вывод ,обосновывают его.

 

 

     4.Подведение итогов.

     

      5.Домашнее задание:п.20,в.1-4.

 

       6.Рефлексия/человечки/.             

 

Назад

 


Hosted by uCoz